Тесла – электрический грузовой автомобиль

В апреле 2017 года Илон Маск огласил планы компании презентовать свою модель электрического тягача под названием «Tesla Semi» уже в сентябре. Он также написал, что грузовик будет «совершенно новым уровнем», и вскользь упомянул предстоящую презентацию пикапа и Roadster нового поколения.

Известно, что под руководством вице-президента Tesla Джерома Жуллена еще с января 2016 года обсуждался проект грузовика. Это значит, что работа идет уже, по крайней мере, 2 года. Маск же заявил, что пикап Tesla готовится к началу производства в районе 18-24 месяцев. Это наводит на мысль, что грузовая модель на самом деле находится на более поздней стадии развития, поэтому она может начать производиться даже раньше пикапа. В этом есть смысл, поскольку технологии автономного транспорта могут сильно повлиять на весь сектор грузовых перевозок. А Tesla интенсивно работают именно в этом направлении.

4 апреля 2017 года Teslа обошла по своей рыночной стоимости автоконцерн Ford. На момент закрытия торгов на Нью-йоркской фондовой бирже рыночная стоимость акций Tesla составила $48 млрд., тогда как Ford оценивался в $45 млрд. Таким образом, Tesla стала второй автомобильной компанией США по капитализации. Она уступает лишь General Motors, которая стоит $50,8 млрд.

Чем руководствуется компания?

«Мы уверены, что выход грузовика Tesla Semi будет способствовать существенному сокращению стоимости грузового транспорта и при этом повысит безопасность, а также доставит удовольствие от управления им», – подчеркнул Маск.

Особое внимание сейчас фокусируется на электрической силовой установке. Будет очень интересно посмотреть, какое решение применит Tesla для создания установки, которая станет самой мощной и будет иметь наибольшую энергетическую емкость на сегодняшний день.

Что уже известно про электрический грузовик Tesla?

Издание Reuters сообщило, что электрический грузовик Tesla получит запас хода в диапазоне от 200 до 300 миль (320 – 480 км), что существенно ограничивает сферу применения таких электромобилей.

При этом даже для такой сравнительно небольшой дистанции необходимо будет использовать аккумуляторы, емкость которых должна быть заметно выше, чем в существующих моделях электромобилей Tesla, так как речь идет не только о передвижении самого грузовика, но и о перевозке груза.

Отметим, что диапазон передвижения до 500 км – это в 2-3 раза меньше, чем могут обеспечить классические грузовики аналогичного класса за день перевозки, так что об универсальном предложении для рынка перевозок речь пока не идет. Электрогрузовики Tesla смогут отвоевать долю рынка там, где остро стоит вопрос снижения вредных выбросов, а также на маршрутах соответствующей длительности, где использовать обычные грузовики или авиаперевозки будет заметно дороже.

Насколько выгодно купить электрогрузовик?

Сколько стоит содержание обычного грузовика?

Разберемся детальнее с ценой. Итак, отечественные дизеля потребляют в пределах от 28-37 литров, бензиновые 25-30 литров на 100 км, импортные от 20-24 литров. По данным информагентств, цена на бензин в 2017 году примерно одинаковая, что в США, что в России, и составляет 0,68 доллара, или 38 рублей. Если учесть, что в месяц водитель грузовика совершает 5-7 рейсов (по 1000 и более км. в оба конца), то, например, при пробеге в 10 тысяч миль (около 16 тыс. км.) за месяц нам понадобится около 4800 л. топлива, а затраты составят 182400 тыс. рублей.

Сколько тратят энергии электроавтомобили и сколько это стоит?

В среднем все электрические машины потребляют около 30 кВт-ч на каждые 160 километров пробега. К примеру, автомобиль Nissan LEAF, как заявляет производитель, потребляет 30 кВт-ч на 160 км. Другой популярный электромобиль Tesla Model S в среднем потребляет немного больше: 35 кВт-ч на 160 км пробега. Это связано с тем, что Тесла намного тяжелее и мощнее электрического Ниссана.

Так для примера, в России средняя стоимость 1 кВт-ч составляет 2,9 рубля (цены 2016 года). При среднем расходе энергии электрического автомобиля в 30 кВт-час на 160 км пробега, за 1км пробега машины, электрический силовой агрегат потребляет 0,19 кВт-ч (0,2 кВт-ч для Tesla). Поэтому если Вы приобретете электрический автомобиль, то при пробеге 25,000 в год (в среднем 68,4 км/день), Вы затратите на зарядку аккумуляторной батареи около 4687,5 кВт энергии. Умножив на тариф 1 кВт-ч энергии в Вашем городе или населенном пункте, Вы узнаете, суму необходимую на зарядку автомобиля.

Так умножив количество кВт-ч на среднюю стоимость электроэнергии в России, мы получим, что каждый год Вы будете тратить около 13,594 рублей (1132,6 руб. в месяц) для того, чтобы зарядить автомобиль (если заряжать машину от собственной электросети). Если заправлять автомашину на электрической заправке стоимость вырастет в 2,5 раза.

Выгоден ли электрогрузовик?

Если представить, что будущий электрогрузовик Tesla Semi будет приводится в движение приводом с батареей емкостью не менее 320 кВт/ч, то его заправка (на 5-7 рейсов) в месяц обойдется минимум в 11 000 тыс. рублей. Таким образом, ежемесячная заправка электоромобиля обойдется водителю в 16,5 раз дешевле.

Поэтому если сравнивать электрокар и дизельный автомобиль, то последний свою же стоимость удвоит через два-три года за счет постоянной покупки топлива. Электромобиль обходится же в среднем дешевле на 3 тыс. долларов. И в обслуживании электрокары намного проще: владельцу не нужно думать, о множестве деталей двигателя, которые постоянно ломаются и изнашиваются.

Пару слов о выгоде для перевозчиков

Водитель и топливо – это две самых больших статьи в стоимости грузовых перевозок. И тут Tesla сможет добиться успеха со своими электрическими и автономными грузовиками. В то же время, Маск говорит, что водители будут все-таки нужны в первые несколько лет, поэтому первое поколение грузовиков Tesla, скорее всего, не будут полностью автономными.

И все-таки уровень экономии владельцев элкктрогрузовиков будет заметным, поскольку в США даже молодой водитель зарабатывает 4,5-5,5 тысяч долларов в месяц, соответственно более 65 тысяч в год. А общее количество водителей, прошедших школу и имеющих право на перевозку сверх опасных грузов, составляет 3% от общего числа водителей. Такие водители являются «элитой», их зарплата начинается от $100 тыс. в год.

А что об автомобилях будущего думают сами перевозчики?

Перевозчики относятся к автомобилям будущего с некоторой осторожностью. Транспортники говорят, что их очень интересуют «чистые» автомобили (работающие на газе, электричестве и т.д.), так как это актуально в плане производственных затрат и высоких экологических требований, но говорить о переходе к работе на грузовых электромобилях еще рано – нужно подождать, пока в этой области появятся определенные научные и практические результаты.

Расходы на топливо составляют основную часть всех затрат транспортных компаний. Кроме того, производителям грузовой техники становится все труднее соответствовать европейским экологическим стандартам, поэтому они вынуждены искать альтернативы, а перевозчикам, в свою очередь, необходимо работать на экономичных и экологически чистых транспортных средствах. Однако, перед тем, как думать о приобретении автомобилей существенного нового поколения, перевозчики должны тщательно взвесить все положительные и отрицательные (в плане затрат) последствия подобного решения.

Стоит подметить, что пока не произойдет «аккумуляторная революция», грузовые электромобили из города не вырвутся. Даже самые передовые представители этого сегмента будут вынуждены работать на гибридной технологии, когда электрическую батарею заряжает обычный двигатель (бензиновый, дизельный, газовый, водородный или биотопливный). С другой стороны, будущее – хотим мы этого или нет – приближается к нам семимильными шагами.

Видео


Источники